• МБУДО "Лоухский районный центр творчества"
  • 186660, Республика Карелия, пгт. Лоухи, ул. Шмагрина, д.21
  • (81439) 51458
  • tvorchestva.tzenter@yandex.ru
Главная страница / Сведения об образовательной организации / Образование / Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности на 2019-2020 учебный год

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности на 2019-2020 учебный год

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности (далее по тексту - Программа) составлена  в соответствии с:

  •  «Конвенцией о правах ребёнка» от 20 ноября 1989 года;
  • Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей",
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 г. № 196);
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009  № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования»   (Зарегистрирован в Минюст России от 22 декабря 2009 г. N 15785);
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010  № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Уставом Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования  «Лоухский районный центр творчества» Лоухского муниципального района (далее по тексту Центр).
  • локальными актами Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования  «Лоухский районный центр творчества» Лоухского муниципального района.

Образовательная деятельность по Программе осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях с детьми преимущественно от 5 до 18 лет. Наполняемость детей в группах объединений определена Уставом Центр, СанПиНами и составляет не более 15 человек в учебной группе (в хореографических группах – не более 20 человек). Каждый обучающийся имеет право заниматься водном или нескольких объединениях, менять их в течение года. Учебный год длится 36 недель. Программа первого года обучения ориентирована на 2-6 часов в неделю (72-216 часов в год), второго года обучения на 4-6 часов в неделю (144- 216  часов в год), третьего года обучения на 4-6 часов в год (144 - 216 часов в год), четвёртого года обучения на 6 часов в год (216 часов в год).

По данной Программе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, они зачислены в основной состав творческого объединения и занимаются вместе со всеми детьми. Обучение детей  с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов осуществляется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.

Продолжительность учебного занятия для детей дошкольного возраста составляет не более 30 минут, для детей школьного возраста – 45 минут. Количество учебных занятий составляет в учебные дни - не более 3-х академических часов в день, в выходные и каникулярные дни - не более 4 академических часов в день с обязательным перерывом между занятиями не менее 10 минут и проведением физкультминутки. Основная форма организации учебного процесса – групповое занятие.

Учебный процесс в Центре начинается 01 сентября 2019 года, заканчивается 31 мая 2020 года. Количество учебных недель – 36. Количество учебных месяцев – 9. Центр  работает в режиме 5 – дневной рабочей недели для работников. Выходные дни для педагогов дополнительного образования определяются исходя из учебного плана и расписания работы объединений.

В настоящем учебном году Программа реализуется по 27 учебным дисциплинам, которые делятся по следующим направлениям:

  • декоративно-прикладное творчество (15  дисциплин);
  • изобразительное искусство (5 дисциплин);
  • хореография (5 дисциплин);
  • театральное творчество (2 дисциплины).

Декоративно-прикладное творчество:

         «Нескучайка»

Цель- формирование творческих возможностей детей к изготовлению работ из различных материалов и создания  условий для творческой самореализации личности ребенка.

Актуальность: позволяет овладеть основами творческой деятельности, дает возможность каждому обучающемуся открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

«Азбука творчества»

Цель– формирование и развитие нравственной и творческой личности ребёнка способного к творческому самовыражению через овладение основами технологий прикладных искусств.

      Актуальность: Занимаясь в творческом объединении обучающиеся приобретают знания

и развивают умения и навыки в конкретном виде деятельности, что позволяет говорить о гармоничном  развития и творческой самореализации личности ребёнка. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребёнку реализовать себя как в творчестве, так и в общении с другими детьми.

«Разноцветный мир»

Цель– воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать работы из различных материалов.

Актуальность: Когда школьник занят обучением по программе, то у  него повышается самоуважение, поскольку оно опирается на понимание ребенком того, что у него есть  возможность получить полезный  опыт при изготовлении вещей и  предметов, которые он может изготовить сам, причем так, что это доставляет радость и другим. Тем самым ребенок укрепляет свою принадлежность к определенной системе позитивных социальных ценностей.

«Твой досуг»

Цель– Сформировать у обучающихся устойчивую потребность к самосовершенствованию и саморазвитию в процессе занятий декоративно-прикладным творчеством и лично-ориентированного общения со сверстниками.

Актуальность: занятия в творческом объединении  предполагают использование различных техник рукоделия (как традиционных, так и современных) с разнообразными материалами (обучающимся предоставлено право выбора темы и  средств для решения творческих задач, что важно для исполнения собственных проектов и  коллективных работ).

«Лоскутная мозаика»

Цель –  создание условий и предпосылок духовно-нравственной мотивации для всестороннего развития и актуализации творческой одарённости личности, способной адаптироваться в социально-экономических условиях.

Актуальность: усиление важной инновационной составляющей образования: переход идеи долга к идеи права (права выбора), то есть реализуется добровольный принцип получения образования.

«Красота природы в лентах»

        Цель –раскрытие и развитие творческих способностей детей путём формирования умений и навыков передачи в изделиях из лент формы, цвета, фактуры объектов растительного мира.

       Актуальность: развитие творческих способностей, самостоятельности, трудовых навыков.

       «Стежок к стежку, игла рисует»

Цель– формирование навыков владения различными  видами  художественной вышивки, воспитанию бережного отношения к традициям народной культуры, творческой инициативе.

Актуальность: доступность материалов и инструментов, тесная взаимосвязь приобретенных навыков с реальной жизнью, возможностью углубиться в историю родного края.

«Вязание для души»

Цель –  обеспечение  условий  для творческой  активности и самореализации личности  учащихся; приобщить учащихся к ручному труду, в частности к вязанию крючком  и спицами; адаптировать  учащихся к новым условиям, к учреждению и группе; гармоническое развитие личности ребенка средствами художественно- эстетического образования; развитие его художественно-творческих умений; содействие жизненному самоопределению учащихся.       

Актуальность: через приобщение детей к искусству художественного вязания, которое основано на народных традициях, оказывается влияние на формирование их художественного вкуса; развитие творческих качеств личности; открываются пути для дальнейшего совершенствования и в других областях культуры и искусства, что способствует гармоничному развитию личности в целом.

«Вязание спицами»

Цель -развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному  восприятию произведений декоративно-прикладного творчества по средством овладения практическими навыками вязания на спицах; выражению в творческих работах своего отношения к окружающему.

 Актуальность: формирование художественного мировоззрения ребёнка через  знакомство с народным искусством, народными традициями семьи, которая являлась основой для формирования и сохранения особенностей быта и поведения людей предшествующих поколений.

«Страна вязания»

Цель –  трудовое и художественно-эстетическое воспитание обучающихся через  формирование  практических навыков изготовления вязаных изделий.

Актуальность: занятия  позволяют детям удовлетворить свои  познавательные интересы, расширить информированность в образовательной  области, получить практические навыки изготовления вязаных изделий (предметов одежды, быта, интерьера, игрушек и др.), обогатить навыки общения,  приобрести умения осуществлять совместную трудовую деятельность в процессе освоения программы.

«Шкатулка идей»

Цель –развитие индивидуальных особенностей личности ребенка через обучение основам прикладного творчества.  

       Актуальность: возможность развития мелкой моторики рук: хорошая тренировка пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, скоординированность мелких движений            пальцев.

       «Задумки плюс»

Цельразвитие художественно-эстетического мышления детей, посредством вовлечение их в занятия разными видами декоративно-прикладного творчества.   

Актуальность:  предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослый граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.

«Маленький почемучка»

Цельразвитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация и художественный труд) через детское творчество.

Актуальность:  не дублирует программу дошкольного образования, а многогранно дополняет образование дошкольника, способствуя всестороннему развитию продуктивной деятельности детей,  через детское творчество развитию.

«Чердачная игрушка»

Цель Обучение самостоятельному моделированию, изготовлению и пошиву интерьерных игрушек и кукол.

Актуальность:  Помогает в процессе творчества развитию воображения ребёнка, тем самым приобретённые знания, умения и навыки, способствут созданию стилизованных интерьерных композиций, каркасных игрушек и сувениров «игрушек-подушек».

«Мои задумки»

Цель сформировать у обучающихся устойчивую систематическую потребность к саморазвитию и самосовершенствованию в декоративно - прикладном и народном искусстве в процессе обучения со сверстниками.    

Актуальность: Программа  обеспечивает не только обучение, воспитание, но и расширение кругозора, развитие творческих способностей обучаемых в декоративно-прикладном творчестве с учётом народного творчества и современных условий жизни, дизайна, быта, семьи.   

Изобразительное искусство:

         «Семицветик»

 Цель:создание благоприятных условий для развития творческого потенциала детей на основе формирования изобразительных умений и навыков.

Актуальность:овладение рисованием требует развития восприятия, формирования образных представлений, воображения, развития специальных движений руки, усвоения графических навыков и умений, позволяющих воплотить в рисунке образы представлений и воображения.

«Северное сияние»

Цель- формировать общую культуру посредством изобразительного искусства.

Актуальность: помогать ребенку (детям) ориентироваться в окружающем мире, осуществлять жизненный выбор строящийся на общечеловеческих ценностях, реализовать себя в деятельности.

«Ракурс»

 Цель: обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью.

Актуальность: Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением помещений, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок. Особое место в развитии и воспитании детей занимает изобразительная деятельность, которая обладает широким спектром воздействия на развитие ребенка, наиболее ярко раскрывает все его универсальные способности.

«Мир цвета радуги»

      Цель –создать условия для развития творческого потенциала каждого ребенка, для формирования его нравственно – личностных качеств, эстетического воспитания, приобщения к ценностям            мировой художественной культуры.

       Актуальность: рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т.к. оно связано с самостоятельной и практической и творческой                        деятельностью ребенка.

       «Я рисую…»

 Цель: Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.

Актуальность: Программа является  действенным помощником в организации внеурочной деятельности детей в художественно-эстетическом направлении в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального  и основного общего образования.

Хореография:

         «Вдохновение»

Цель - развитие танцевальных способностей детей и повышение качества исполнения хореографических постановок.

Актуальность: Меняются времена, меняется музыка, меняются танцевальные стили и направления, но танец по-прежнему притягивает людей!

«Пируэт»

         Цель –развитие танцевальной техники и повышение качества исполнения хореографических постановок.

       Актуальность: у обучающихся появляется возможность расширить свои познания  в области хореографического искусства, овладеть разноплановым концертным репертуаром, а так же исполнять хореографические постановки в разных стилях.

        «Творческая провинция»

Цель  развитие танцевальной техники и повышение качества исполнения хореографических постановок.

Актуальность: Благодаря данной Программе у обучающихся появляется возможность расширить свои познания  в области хореографического искусства, овладеть разноплановым концертным репертуаром, а так же исполнять хореографические постановки в разных стилях.

«Карамельки»

Цель– Развитие артистичности, эмоциональной отзывчивости и творческого воображения, посредством искусства танца  у детей.

Актуальность:  Хореография воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, она развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.

Театральное творчество:

        «Нескучалия»

Цель– развитие творческих умений и навыков детей средствами театрального искусства, организация их досуга путем вовлечения в театральную деятельность.

Актуальность: стимулировать способность детей к разнообразному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы).

«Затейники»

Цель– Обеспечение эстетического, интеллектуального ,нравственного  развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актёрской деятельности.

Ценность дополнительного образования заключается в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует выявлению, развитию и реализации творческого потенциала детей и подростков. Если у ребенка есть возможность реализовать себя в творческой деятельности, то у него значительно больше возможностей стать успешной личностью. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности является многогранной программой, т.к. включает в себя разноплановые (декоративно-прикладное творчество, изобразительное искусство, хореография, исполнительское искусство, театральное творчество).

Цель программы: формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося в различных видах деятельности, формирование навыков самостоятельной деятельности; формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни.

Программа нацелена на решение следующих задач:

  • формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
  • удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом и нравственном развитии;
  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;
  • выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
  • создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья и творческого труда обучающихся;
  • формирование общей культуры обучающихся.

Уровни образования по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности:

  • дошкольное образование;
  • начальное общее образование;
  • основное общее образование;
  • среднее общее образование.

Форма обучения– очная; групповая.

Занятия проводятся на русском языке.

Нормативный срок освоения программы: от 1 до 3 лет; от 3 и более лет.

Отслеживание результатов работы проводится на основе диагностики, которая проводится в начале и в конце курса занятий.

Основной формой работы с детьми являются групповые занятия для изучения теоретического материала по темам и практические занятия с индивидуальным подходом к каждому ребёнку, т.к. каждый обучающийся может проходить программу свои темпом (в зависимости от своих личностных способностей).

Типичное занятие, как правило, имеет следующую структуру:

  •  краткое повторение пройденного материала;
  •  знакомство с новой темой (технологией);
  •  вводный инструктаж;
  •  практическая работа;
  •  уборка рабочего места.

В процессе освоения программы используются комбинированные, теоретические, практические, диагностические типы занятий.

В образовательной программе используются следующие формы занятий:

  • экскурсии и прогулки в лесопарковых зонах с целью сбора материала и наблюдения за природой;
  • беседы, рассказы, объяснения;
  • показ технических приёмов;
  • демонстрация художественных альбомов, фотографий и готовых работ из природного материала;
  • практическая работа;
  • мастер - классы для сверстников и взрослых.

При обучении по данной программе используются следующие методы:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • частично-поисковый;
  • проектный;
  • исследовательский.

В процессе реализации программы у обучающихся формируются следующие компетенции:

  1. Ценностно-смысловые компетенции. Способность видеть и понимать окружающий мир,  ориентироваться в нем, его способность понимать мир живой и не живой природы, принимать решения,  умение ставить цели, определять пути их достижения, принимать решения, способность к активному участию в выстраивании программы своей жизнедеятельности.
  2.  Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир.
  3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами,с элементами  исследовагия. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, наблюдение, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности, По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
  4. Информационные компетенции. владение навыками работы с различными источниками информации, навыками работы с компьютером и другими  IT-средствами, навыки подготовки проектно-исследовательских работ ; поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача;
  5. Коммуникативные компетенции. навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
  6. Социально-трудовые компетенции. выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи, знание прав и обязанностей в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.

       На основе умений и знаний, приобретаемых входе реализации Программы, ребенок укрепляет свою социальность, принадлежность к определенной системе позитивных социальных ценностей. У него повышается самоуважение, поскольку оно опирается на понимание ребенком того, что существуют вещи, предметы, которые он может изготовить сам, причем так, что это доставляет радость и другим. Программой предусмотрены задания, как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. При коллективном обсуждении результатов дается положительная оценка деятельности ребенка, тем самым создается благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию творческого мышления, фантазии. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.

Метапредметные результаты:

  • усвоение учащимися способов универсальных учебных действий и коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и навыков;
  • развитие мотивации, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности;
  • выбор художественных материалов, средств художественной выразительности для создания творческих работ;
  • учёт, выделение ориентиров действий в новых техниках, планирование своих действий;
  • осуществление итогового и пошагового контроля в своей творческой деятельности;
  •  адекватное восприятие оценки своих работ окружающимися;
  •  навыки работы с разнообразными материалами и навыки создания образов посредством различных технологий;
  •  внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Предметные результаты:

  • развитие интереса к предмету, включение в познавательную деятельность,
  • приобретение определенных знаний, умений, навыков, освоенных обучающимися в ходе изучения предмета,
  • уважение и ценность искусства и художественно-творческой деятельности человека;
  • понимать образную сущность искусства;
  •  выражение своих чувств, мыслей, идей и мнения средствами художественного языка.

Личностные результаты:

  • Формирование духовно – нравственной культуры, художественно-эстетического вкуса, образного мышления, индивидуальности;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому  труду, работы на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  • развитие коммуникативной культуры и личностных качеств обучающихся (трудолюбие, целеустремленность, усидчивость и аккуратность).

Контроль предметных (программных) знаний, умений и навыков учащихся проводится в следующих формах:

  • практическое занятие;
  • контрольное занятие;
  • выставка;
  • защита творческой работы;
  • презентация творческих проектов.

Методы контроля:

  • опрос;
  • тестирование;
  • собеседование;
  • наблюдение;
  • практическая работа и др.

Работа с родителями предусматривает:

  • родительские собрания;
  • индивидуальные беседы и консультации;
  • профилактические беседы;
  • анкетирование, социологический опрос родителей;
  • совместные воспитательные мероприятия.

 Аттестация обучающихся

Для выявления соответствия уровня полученных обучающимися знаний, умений и навыков прогнозируемым результатам дополнительной общеразвивающей  программы проводится итоговая аттестация обучающихся. Аттестация обучающихся детских объединений представляет собой оценку качества усвоения содержания конкретной дополнительной общеразвивающей  программы и рассматривается педагогическим коллективом Центра как неотъемлемая часть образовательного процесса, позволяющая всем его участникам оценить реальную результативность их совместной деятельности. Оценка качества усвоения обучающимися содержания дополнительной общеразвивающей программы определяет уровень теоретических знаний и практических умений и навыков обучающихся. Аттестация обучающихся проводится по всем направленностям, реализуемым в Центре. Аттестация обучающихся может проводиться в следующих формах: итоговое занятие, контрольное занятие, зачет, тестирование, защита творческих работ и проектов, аукцион знаний, выставочный просмотр, конкурс, викторина и др.

Итоговая аттестация обучающихся проводится по завершении реализации дополнительных общеразвивающих программ согласно утвержденному графику проведения аттестации. Для проведения итоговой аттестации обучающихся приказом директора формируется аттестационная комиссия (не менее трёх человек), в состав которой могут входить представители администрации, методист, педагоги дополнительного образования, работающие по данной направленности. Решение о допуске обучающихся к итоговой аттестации принимается  педагогом дополнительного образования. Форма и сроки проведения итоговой аттестации определяются педагогом дополнительного образования, реализующим дополнительную общеразвивающую программу, утверждаются руководством образовательного учреждения. Содержание итоговой аттестации прописывается в соответствии с требованиями дополнительной общеразвивающей программы, отражающем форму его проведения, методику проверки теоретических знаний и практических умений и навыков, систему оценивания. Результаты итоговой аттестации фиксируются в Протоколе итоговой аттестации обучающихся объединения. Протоколы аттестации хранятся в Центре в течение всего срока действия дополнительной общеразвивающей программы.

Обучающиеся, освоившие содержание дополнительной общеразвивающей программы и успешно прошедшие аттестацию, приказом директора Центра отчисляются из Учреждения.

Дата изменения информации: 31.10.2019 13:59

Поиск
Контакты

МБУДО "Лоухский районный центр творчества"


Связаться с разработчиком сайта