Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности (далее по тексту – Программа) составлена в соответствии с:
- Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ,
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. N 629);
- Санитарными правилами СП 2.4.3648-20; "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
- Санитарными правилами и нормами 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Уставом Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Лоухский районный центр творчества» Лоухского муниципального района;
- локальными актами Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Лоухский районный центр творчества» Лоухского муниципального района.
Реализация Программы ориентированы на:
- становление у детей научного мировоззрения,
- освоение методов познания мира,
- развитие познавательной активности,
- углублению знаний, совершенствованию навыков химии,
- формированию у обучающихся интереса к научно-исследовательской деятельности,
- обобщение информации,
- действие в нестандартных ситуациях,
- развитие способности к творчеству, наблюдательности, любознательности, изобретательности.
Цель Программы: формирование у обучающихся базовыхкомпетенций в области биологии и биотехнологии, их самореализации в ходе исследовательской и экспериментально-практической деятельности.
Программа нацелена на решение следующих задач:
- развитие у детей познавательного интереса к предметной области биология;
- формирование практических навыков в области биологии и биотехнологии;
- развитие абстрактного и логического мышления;
- развитие творческого и рационального подхода к решению задач;
- воспитание умения работать в мини-группе, культуры общения и ведения диалога;
Уровни образования по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности:
- основное общее образование.
Программа осуществляется в разновозрастных объединениях с детьми преимущественно от 12 до 14 лет. Наполняемость детей в группах объединений определена Уставом Центр, СанПиНами и составляет не более 15 человек в учебной. Каждый обучающийся имеет право заниматься в одном или нескольких объединениях, менять их в течение года. Учебный год длится 36 недель. Программа ориентирована на 4 часа в неделю (144 часа в год).
Продолжительность учебного занятия – 45 минут. Количество учебных занятий составляет в учебные дни - не более 2-х академических часов в день с обязательным перерывом между занятиями не менее 10 минут и проведением физкультминутки. Основная форма организации учебного процесса – групповое занятие. Количество учебных недель – 36. Количество учебных месяцев – 9. Каникулы по программе не предусмотрены. Центр работает в режиме 5 – дневной рабочей недели для работников. Выходные дни для педагогов дополнительного образования определяются исходя из учебного плана и расписания работы объединений.
Форма обучения по Программе – очная; групповая.
Занятия проводятся на русском языке.
Нормативный срок освоения программы: от 1 до 3 лет.
Отслеживание результатов работы проводится на основе диагностики, которая проводится в начале и в конце курса занятий.
По итогам обучения учащийся получает следующие компетенции:
Личные компетенции:
- мотивация к обучению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики;
- коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной и соревновательной деятельности.
Метапредметные компетенции:
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение практически применять полученные знания в ходе учебной и проектной деятельности.
Предметные компетенции:
- понимание роли естественных наук и научных исследований в современном мире;
- знания о различных направлениях развития современной биологии и биотехнологии, а также смежных отраслей знания;
- применение научного подхода к решению различных задач, овладение умением формулировать гипотезы, планировать и проводить эксперименты, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы и действия в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- освоение техник микроскопии;
- получение практических навыков работы в современной биологической лаборатории;
- обработку результатов измерений с использованием пакетов прикладных программ;
Коммуникативные компетенции:
- выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- выступать публично с докладами, презентациями и т. п.
Основной формой работы с детьми являются групповые занятия для изучения теоретического материала по темам и практические занятия с индивидуальным подходом к каждому ребёнку, т. к. каждый обучающийся может проходить программу свои темпом (в зависимости от своих личностных способностей).
Типичное занятие, как правило, имеет следующую структуру:
- краткое повторение пройденного материала;
- знакомство с новой темой (технологией);
- вводный инструктаж;
- практическая работа;
- уборка рабочего места.
В процессе освоения программы используются комбинированные, теоретические, практические.
При обучении по данной программе используются следующие методы:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- частично-поисковый;
- проектный;
- исследовательский.
Контроль предметных (программных) знаний, умений и навыков учащихся проводится в следующих формах:
- выполнение практических заданий;
- творческое задание (подготовка проекта и его презентация).
Методы контроля:
- контрольная работа.
Работа с родителями предусматривает:
- родительские собрания;
- индивидуальные беседы и консультации;
- профилактические беседы.
В 2022-2023 учебном году реализуется 1 дисциплина настоящей Программы:
«Юные исследователи» (4 учебных часа в неделю; 144 учебных часа в год; длительность - 1 год обучения; возраст детей 12-14 лет; количество - 1 учебная группа в количестве 14 человек в п. Пяозерский).
Цель:формирование у обучающихся базовыхкомпетенций в области биологии и биотехнологии, их самореализации в ходе исследовательской и экспериментально-практической деятельности.
Актуальность: данная программа позволяет актуализировать знания учащихся в данном направлении научной мысли и формировать у них представления и практические навыки в области биотехнологии.
Учебный процесс в Центре начинается 15 сентября 2022 года, заканчивается 08 июня 2023 года. Количество учебных недель – 36. Количество учебных месяцев – 9. Центр работает в режиме 5 – дневной рабочей недели для работников. Выходные дни для педагогов дополнительного образования определяются исходя из учебного плана и расписания работы объединений.
Аттестация обучающихся
Для выявления соответствия уровня полученных обучающимися знаний, умений и навыков прогнозируемым результатам программы проводится итоговая аттестация обучающихся. Аттестация обучающихся представляет собой оценку качества усвоения содержания программы и рассматривается педагогическим коллективом Центра как неотъемлемая часть образовательного процесса, позволяющая всем его участникам оценить реальную результативность их совместной деятельности. Оценка качества усвоения обучающимися содержания программы определяет уровень теоретических знаний и практических умений и навыков обучающихся. Аттестация обучающихся может проводиться в форме итогового занятия.
Итоговая аттестация обучающихся проводится по завершении реализации программы согласно утвержденному графику проведения аттестации. Для проведения итоговой аттестации обучающихся приказом директора формируется аттестационная комиссия (не менее трёх человек), в состав которой могут входить представители администрации, методист, педагоги дополнительного образования, работающие по данной направленности. Решение о допуске обучающихся к итоговой аттестации принимается педагогом дополнительного образования. Форма и сроки проведения итоговой аттестации определяются педагог дополнительного образования, реализующим программу, утверждаются руководством образовательного учреждения. Результаты итоговой аттестации фиксируются в Протоколе итоговой аттестации обучающихся объединения. Протоколы аттестации хранятся в Центре в течение всего срока действия программы.