Телефон:
(81439) 51458
Адрес:
186660, Республика Карелия, пгт. Лоухи, ул. Шмагрина, д.21

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

 

на 2023-2024 учебный год 

Общие сведения об учреждении дополнительного образования.

Полное наименование: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Лоухский районный центр творчества» Лоухского муниципального района.

Юридический адрес:

186660 Республика Карелия, Лоухский район, п.г.т. Лоухи, ул. Шмагрина, дом 21.

Фактический адрес:

186660 Республика Карелия, Лоухский район, п.г.т. Лоухи, ул. Шмагрина, дом 21.

186670 Республика Карелия Лоухский район, п.г.т. Чупа, ул. Пионерская, дом 90.

186664 Республика Карелия, Лоухский район, пос. Кестеньга, ул. им.Ф.А. Лузана, дом 2.

Email: tvorchestva.tzenter@yandex.ru.

Историческая справка

Лоухский районный центр творчества детей и юношества был открыт в 1958 году в п. Кестеньга, как Дом пионеров, в 1962 году Дом пионеров переведен в п. Лоухи (в связи со сменой районного центра).

13 февраля 1992 года постановлением № 47 мэрии Лоухского района изменен статус Дома пионеров на Лоухский районный Дом детского творчества.

В 1996 году в п. Чупа на базе бывшего детского сада открыт филиал Лоухского районного Дома детского творчества.

В 1998 году приказом Лоухского РУО №40 был открыт Чупинский Дом детского творчества.

15 ноября 2000 года Лоухский Дом детского творчества переименован в МУДО «Лоухский районный Дом детского творчества»

6 сентября 2001 года Чупинский Дом детского творчества переименован в МУДО «Чупинский Дом детского творчества».

23 ноября 2003 года распоряжением Главы АМСУ МО «Лоухский район» №848-Р   

МУДО «Чупинский Дом детского творчества» реорганизован путем присоединения к МУДО «Лоухский районный Дом детского творчества».

14 мая 2004 года МУДО «Лоухский районный Дом детского творчества» переименован в МОУ ДОД Лоухский районный центр творчества детей и юношества.

18 августа 2008 года МОУ ДОД Лоухский районный центр творчества детей и юношества переименовано МОУ ДОД Лоухский районный центр творчества

22 декабря 2011 года МОУ ДОД Лоухский районный центр творчества переименовано в МБОУ ДОД Лоухский РЦДТ.

25 августа 2015 года МБОУ ДОД Лоухский РЦДТ переименовано в МБУДО «Лоухский районный центр творчества»

Для организации образовательного процесса в Центре имеются:

п. Лоухи – 8 учебных кабинетов, музыкальный зал, выставочный зал, медиалекторий, вспомогательные и административные помещения.

п. Чупа – 9 учебных кабинетов, музыкальный зал, вспомогательные и административные помещения,

п. Кестеньга – 1 учебный кабинет, вспомогательные помещения.

         Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности (далее по тексту – Программа) составлена в соответствии с:

    • Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ,
    • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. N 629);
    • Санитарными правилами СП 2.4.3648-20; «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
    • Санитарными правилами и нормами 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
    • Уставом Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Лоухский районный центр творчества» Лоухского муниципального района;
    • Локальными актами Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Лоухский районный центр творчества» Лоухского муниципального района.

Цель Программы: формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося в различных видах деятельности, формирование навыков самостоятельной деятельности; формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни.

Программа нацелена на решение следующих задач:

    • формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
    • удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом и нравственном развитии;
    • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;
    • выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
    • создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья и творческого труда обучающихся;
    • формирование общей культуры обучающихся.

Уровни образования по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности:

    • дошкольное образование;
    • начальное общее образование;
    • основное общее образование;
    • среднее общее образование.

Программа осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях с детьми преимущественно от 5 до 18 лет. Наполняемость детей в группах объединений определена Уставом Центр, СанПиНами и составляет не более 15 человек в учебной группе (в компьютерных группах – не более 8 человек; в хореографических группах – не более 20 человек). Каждый обучающийся имеет право заниматься водном или нескольких объединениях, менять их в течение года. Учебный год длится 36 недель. Программа первого года обучения ориентирована на 2-6 часов в неделю (72-216 часов в год), второго года обучения на 4-6 часов в неделю (144- 216  часов в год), третьего года обучения на 4-6 часов в год (144 - 216 часов в год), четвёртого года обучения на 6 часов в год (216 часов в год).

Продолжительность учебного занятия для детей дошкольного возраста, а также начального школьного возраста с использованием электронных средств обучения составляет не более 30 минут; среднего и старшего школьного возраста – не более 40 минут; остальных детей школьного возраста – 45 минут. Количество учебных занятий составляет в учебные дни - не более 3-х академических часов в день, в выходные и каникулярные дни - не более 4 академических часов в день с обязательным перерывом между занятиями не менее 10 минут и проведением физкультминутки. Основная форма организации учебного процесса – групповое занятие.

Учебный процесс в Центре начинается 01 сентября 2023 года, заканчивается 31 мая 2024 года, за исключением праздничных выходных дней установленных законодательством Российской Федерации. Количество учебных недель – 36. Количество учебных месяцев – 9. Каникулы по программе не предусмотрены. Центр работает в режиме 5 – дневной рабочей недели для работников. Выходные дни для педагогов дополнительного образования определяются исходя из учебного плана и расписания работы объединений.

По данной Программе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, они зачислены в основной состав творческого объединения и занимаются вместе со всеми детьми. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов осуществляется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.

Форма обучения по Программе– очная; групповая.

Занятия проводятся на русском языке.

Нормативный срок освоения программы: от 1 до 3 лет; от 3 и более лет.

Отслеживание результатов работы проводится на основе диагностики, которая проводится в начале и в конце курса занятий.

Основной формой работы с детьми являются групповые занятия для изучения теоретического материала по темам и практические занятия с индивидуальным подходом к каждому ребёнку, т.к. каждый обучающийся может проходить программу свои темпом (в зависимости от своих личностных способностей).

Типичное занятие, как правило, имеет следующую структуру:

    •  краткое повторение пройденного материала;
    •  знакомство с новой темой (технологией);
    •  вводный инструктаж;
    •  практическая работа;
    •  уборка рабочего места.

В процессе освоения программы используются комбинированные, теоретические, практические, диагностические типы занятий.

В образовательной программе используются следующие формы занятий:

    • экскурсии и прогулки в лесопарковых зонах с целью сбора материала и наблюдения за природой;
    • беседы, рассказы, объяснения;
    • показ технических приёмов;
    • демонстрация художественных альбомов, фотографий и готовых работ из природного материала;
    • практическая работа;
    • мастер - классы для сверстников и взрослых.

При обучении по данной программе используются следующие методы:

    • объяснительно-иллюстративный;
    • репродуктивный;
    • частично-поисковый;
    • проектный;
    • исследовательский.

В процессе реализации программы у обучающихся формируются следующие компетенции:

    1. Ценностно-смысловые компетенции. Способность видеть и понимать окружающий мир,  ориентироваться в нем, его способность понимать мир живой и не живой природы, принимать решения,  умение ставить цели, определять пути их достижения, принимать решения, способность к активному участию в выстраивании программы своей жизнедеятельности.
    2.  Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир.
    3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами, с элементами исследования. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, наблюдение, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности, По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
    4. Информационные компетенции. владение навыками работы с различными источниками информации, навыками работы с компьютером и другими IT-средствами, навыки подготовки проектно-исследовательских работ; поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача;
    5. Коммуникативные компетенции. навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
    6. Социально-трудовые компетенции. выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи, знание прав и обязанностей в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.

       На основе умений и знаний, приобретаемых входе реализации Программы, ребенок укрепляет свою социальность, принадлежность к определенной системе позитивных социальных ценностей. У него повышается самоуважение, поскольку оно опирается на понимание ребенком того, что существуют вещи, предметы, которые он может изготовить сам, причем так, что это доставляет радость и другим. Программой предусмотрены задания, как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. При коллективном обсуждении результатов дается положительная оценка деятельности ребенка, тем самым создается благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию творческого мышления, фантазии. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.

Метапредметные результаты:

-         усвоение учащимися способов универсальных учебных действий и коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и навыков;

-         развитие мотивации, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности;

-         выбор художественных материалов, средств художественной выразительности для создания творческих работ;

-         учёт, выделение ориентиров действий в новых техниках, планирование своих действий;

-         осуществление итогового и пошагового контроля в своей творческой деятельности;

-         адекватное восприятие оценки своих работ окружающимися;

-         навыки работы с разнообразными материалами и навыки создания образов посредством различных технологий;

-         внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Предметные результаты:

-         развитие интереса к предмету, включение в познавательную деятельность,

-         приобретение определенных знаний, умений, навыков, освоенных обучающимися в ходе изучения предмета,

-         уважение и ценность искусства и художественно-творческой деятельности человека;

-         понимать образную сущность искусства;

-         выражение своих чувств, мыслей, идей и мнения средствами художественного языка.

Личностные результаты:

-         Формирование духовно – нравственной культуры, художественно-эстетического вкуса, образного мышления, индивидуальности;

-         формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работы на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

-         развитие коммуникативной культуры и личностных качеств обучающихся (трудолюбие, целеустремленность, усидчивость и аккуратность).

Контроль предметных (программных) знаний, умений и навыков учащихся проводится в следующих формах:

-         практическое занятие;

-         контрольное занятие;

-         выставка;

-         защита творческой работы;

-         презентация творческих проектов.

Методы контроля:

-         опрос;

-         тестирование;

-         собеседование;

-         наблюдение;

-         практическая работа и др.

Работа с родителями предусматривает:

-         родительские собрания;

-         индивидуальные беседы и консультации;

-         профилактические беседы;

-         анкетирование, социологический опрос родителей;

-         совместные воспитательные мероприятия.

В настоящем учебном году Программа реализуется по 15 учебных дисциплин, которые делятся по следующим направлениям:

-         декоративно-прикладное творчество (6 дисциплин);

-         изобразительное искусство (5 дисциплин);

-         хореография (4 дисциплины);

Декоративно-прикладное творчество:

1.  «Нескучайка»

Цель- формирование творческих возможностей детей к изготовлению работ из различных материалов и создания условий для творческой самореализации личности ребенка.

Актуальность: позволяет овладеть основами творческой деятельности, дает возможность каждому обучающемуся открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

2. «Азбука творчества»

Цель– формирование и развитие нравственной и творческой личности ребёнка способного к творческому самовыражению через овладение основами технологий прикладных искусств.

      Актуальность: Занимаясь в творческом объединении обучающиеся приобретают знания

и развивают умения и навыки в конкретном виде деятельности, что позволяет говорить о гармоничном развития и творческой самореализации личности ребёнка. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребёнку реализовать себя как в творчестве, так и в общении с другими детьми.

3.  «Разноцветный мир»

Цель– воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать работы из различных материалов.

Актуальность: Когда школьник занят обучением по программе, то у него повышается самоуважение, поскольку оно опирается на понимание ребенком того, что у него есть возможность получить полезный опыт при изготовлении вещей и предметов, которые он может изготовить сам, причем так, что это доставляет радость и другим. Тем самым ребенок укрепляет свою принадлежность к определенной системе позитивных социальных ценностей.

4.  «Вязание крючком»

Цель – приобретение и развитие практических основных способностей и навыков в области вязания крючком.

Актуальность: приобщение детей к искусству художественного вязания, основанного на народных традициях.

 5.  «Задумки»

Цельразвивать самостоятельность, творчество, индивидуальность детей, художественные способности, путем экспериментирования с различными материалами; формировать художественное мышление, эмоциональную отзывчивость к прекрасному.

Актуальность: в том, что обучающийся, осваивая такие виды декоративно прикладного искусства, как канзаши, бисероплетение, мыловариние и мукасоли, развивая моторику руки, получает возможность собственного творческого развитию и самовыражения.

6.  «Вязание спицами»

       Цельобучение основам вязания на спицах.

Актуальность: вязание спицами успокаивает, избавляет от стресса, приносит приятное ощущение от динамических движений руками, что способствует снятию напряжения после продолжительной работы за компьютером или интенсивных умственных нагрузок, что характерно для большинства современных школьников.   

7. «Умелочка»

       Цель –  развитие творческих способностей обучающихся средствами декоративно - прикладного творчества. 

     Актуальность: Программа раскрывает многогранные возможности декоративно - прикладного творчества и приобщает к миру искусства, стимулирует развитие потенциальных возможностей детской фантазии, художественно-творческих способностей, а так же позволяет показать новые способы совмещения нескольких видов прикладного и художественного творчества, усвоение основ народных ремесел. 

Изобразительное искусство:

1.  «Семицветик»

 Цель:создание благоприятных условий для развития творческого потенциала детей на основе формирования изобразительных умений и навыков.

Актуальность:овладение рисованием требует развития восприятия, формирования образных представлений, воображения, развития специальных движений руки, усвоения графических навыков и умений, позволяющих воплотить в рисунке образы представлений и воображения.

2.  «Северное сияние»

Цель- формировать общую культуру посредством изобразительного искусства.

Актуальность: помогать ребенку (детям) ориентироваться в окружающем мире, осуществлять жизненный выбор, строящийся на общечеловеческих ценностях, реализовать себя в деятельности.

3.  «Ракурс»

 Цель: обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью.

        Актуальность: Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением помещений, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок. Особое место в развитии и воспитании детей занимает изобразительная деятельность, которая обладает широким спектром воздействия на развитие ребенка, наиболее ярко раскрывает все его универсальные способности.

4.  «Мир цвета радуги»

Цель –создать условия для развития творческого потенциала каждого ребенка, для формирования его нравственно – личностных качеств, эстетического воспитания, приобщения к ценностям мировой художественной культуры.

Актуальность: рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т.к. оно связано с самостоятельной и практической и творческой деятельностью ребенка.

5.  «Путь к творчеству»

 Цель: развивать потенциальные творческие способности, заложенные в ребенке, интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность, через различные способы рисования.

Актуальность: в процессе рисования мы воспитываем чувства прекрасного, развиваем творческое мышление детей, художественные способности, совершенствуем наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности, тем самым осуществляя одно из направлений  развития личности ребёнка при организации внеурочной деятельности в рамках федерального государственного образовательного стандарта. 

Хореография:

1.  «Вдохновение»

Цель - развитие танцевальных способностей детей и повышение качества исполнения хореографических постановок.

Актуальность: Меняются времена, меняется музыка, меняются танцевальные стили и направления, но танец по-прежнему притягивает людей!

2.  «Кабриоль»

Цель –развитие танцевальной техники и повышение качества исполнения хореографических постановок.

Актуальность: у обучающихся появляется возможность расширить свои познания в области хореографического искусства, овладеть разноплановым концертным репертуаром, а также исполнять хореографические постановки в разных стилях.

3.  «Ассорти»

Цель– развитие артистичности, эмоциональной отзывчивости и творческого воображения, посредством искусства танца у детей.

Актуальность: Хореография воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, она развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.

4.  «Ассорти +»

 Цель – развитие танцевальных способностей детей, приобщение к творчеству, развитие интереса к танцам через обучение различным видам хореографии.

Актуальность: в «век гиподинамии» хореография является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и физического напряжения, а, следовательно, одним из условий их успешной подготовки к учебной и трудовой деятельности.

Ценность дополнительного образования заключается в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует выявлению, развитию и реализации творческого потенциала детей и подростков. Если у ребенка есть возможность реализовать себя в творческой деятельности, то у него значительно больше возможностей стать успешной личностью. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности является многогранной программой, т.к. включает в себя разноплановые (декоративно-прикладное творчество, изобразительное искусство, хореография, исполнительское искусство, театральное творчество).

Аттестация обучающихся

Для выявления соответствия уровня полученных обучающимися знаний, умений и навыков прогнозируемым результатам дополнительной общеразвивающей программы проводится итоговая аттестация обучающихся. Аттестация обучающихся детских объединений представляет собой оценку качества усвоения содержания конкретной дополнительной общеразвивающей  программы и рассматривается педагогическим коллективом Центра как неотъемлемая часть образовательного процесса, позволяющая всем его участникам оценить реальную результативность их совместной деятельности. Оценка качества усвоения обучающимися содержания дополнительной общеразвивающей программы определяет уровень теоретических знаний и практических умений и навыков обучающихся. Аттестация обучающихся проводится по всем направленностям, реализуемым в Центре. Аттестация обучающихся может проводиться в следующих формах: итоговое занятие, контрольное занятие, зачет, тестирование, защита творческих работ и проектов, аукцион знаний, выставочный просмотр, конкурс, викторина и др.

Итоговая аттестация обучающихся проводится по завершении реализации дополнительных общеразвивающих программ согласно утвержденному графику проведения аттестации. Для проведения итоговой аттестации обучающихся приказом директора формируется аттестационная комиссия (не менее трёх человек), в состав которой могут входить представители администрации, методист, педагоги дополнительного образования, работающие по данной направленности. Решение о допуске обучающихся к итоговой аттестации принимается педагогом дополнительного образования. Форма и сроки проведения итоговой аттестации определяются педагогом дополнительного образования, реализующим дополнительную общеразвивающую программу, утверждаются руководством образовательного учреждения. Содержание итоговой аттестации прописывается в соответствии с требованиями дополнительной общеразвивающей программы, отражающем форму его проведения, методику проверки теоретических знаний и практических умений и навыков, систему оценивания. Результаты итоговой аттестации фиксируются в Протоколе итоговой аттестации обучающихся объединения. Протоколы аттестации хранятся в Центре в течение всего срока действия дополнительной общеразвивающей программы.

Обучающиеся, освоившие содержание дополнительной общеразвивающей программы и успешно прошедшие аттестацию, приказом директора Центра отчисляются из Учреждения.

Семицветик (pdf, 205 KB)
Ракурс (pdf, 352 KB)
Нескучайка (pdf, 331 KB)
Вдохновение (pdf, 401 KB)
Кабриоль (pdf, 282 KB)
Ассорти (pdf, 234 KB)
Ассорти+ (pdf, 293 KB)
Задумки (pdf, 283 KB)
Умелочка (pdf, 205 KB)